Голосование

Из скольких афоризмов состоит "Йога-сутра"
 

Яма и нияма

История и основы йоги

Как уже говорилось, все направления йоги взаимосвязаны. Например, в хатха-йоге есть элементы из крия-йоги (диеты, гигиенические приемы и т. д.) и раджа-йоги (концентрация внимания, отвлечение от чувств).

В «Йогасутре» Патанджали отражены практически все важнейшие аспекты учения. Древнеиндийский философ описал йогу как путь тренировок, состоящий из восьми ступеней. Это яма и нияма (крия-йога); асана и пранаяма (хатха-йога); пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи (раджа-йога). Преодолевая эти ступени, можно достичь гармонии тела и сознания господства над собой.

Яма — нормы общественного поведения. На этой первой ступени человек должен научиться жить в гармонии с обществом. Успех ученика в йоге находится в прямой зависимости от общественных условий, в которых он существует, от умения поддерживать с окружающим миром гармоничные связи (культурные, экономические и т. д.).

Нияма представляет собой кодекс личного поведения ученика. На этой ступени человек должен делать все для самосовершенствования, физического, умственного и духовного очищения.

Асана — это поза, положение тела. На данном этапе необходимо научиться упражнениям, подготавливающим тело для дальнейших ступеней.

Пранаяма — контролирование энергетических процессов в организме с помощью дыхательных приемов, а также самовнушения.

Пратьяхара — отвлечение чувств, полный контроль над ними.

Дхарана — концентрация внимания, терпение, сдержанность, память.

Дхьяна — медитация, созерцание объекта.

Самадхи — устойчивая дхьяна, состояние психического транса.

Первые четыре ступени необходимы тем, кто решил заняться йогой для того, чтобы усовершенствовать свое тело. Если человек желает научиться полностью контролировать телесную оболочку, управлять ею, ему придется пройти и последние четыре ступени. Однако их освоение невозможно без помощи учителя.

Людям, желающим избавиться от лишнего веса и имеющим смутное представление о философском аспекте йоги, кажется, что нужны только асана и пранаяма, однако, не проработав первых двух ступеней (яму и нияму), невозможно добиться настоящего успеха. Те, кто пренебрегает этими этапами, обычно топчутся на одном месте без видимых результатов, а многие и вообще разочаровываются в йоге и прекращают занятия.

Традиционно обучение йоге начинается с первых ступеней, но если вы все же хотите непременно начать с упражнений, осваивайте яму и нияму параллельно с ними. Будет ошибкой думать, что яма отвлечет от йоги, напротив, эта ступень дана для того, чтобы направить физическую и психическую энергию в нужном направлении. Это в первую очередь защитные механизмы: при выполнении асан высвобождается большое количество психической энергии, и, если человек не знает, что с ней делать, она может навредить ему.

Придерживаясь норм общественного поведения, мы тем самым не позволяем сформироваться в своем подсознании и поведении отрицательным чертам. Это освобождает от губительных пристрастий и пороков, которые заставили бы человека стыдиться самого себя. Негативные эмоции, стрессы, вредные привычки, дурные поступки — все это ведет к нарушениям психики и болезням тела (в том числе к лишнему весу). Поэтому специалисты йоги и рекомендуют начинать тренировки с освоения ямы.

Символично название первой ступени йоги: Яма в индийской мифологии — бог смерти. На этапе ямы человек должен нанести смертельный удар по своим греховным пристрастиям, неправильному поведению и негативному образу мыслей. Это вполне логично: даже если ваша цель в занятиях йогой сводится только к похудению, вам не помешает избавиться хотя бы от такого порока, как чревоугодие.

Яма базируется на 5 следующих принципах:

    1. Ахимса — ненасилие. Человек не должен причинять вред (ни в поступках, ни в словах, ни в мыслях) кому бы то ни было.
    2. Сатья — правдивость в делах, словах и мыслях. Нельзя искажать реальность ложью, клеветой, неискренностью.
    3. Астейя — не стяжательство, не присвоение чужого не только в поступках. Не следует стремиться обладать чужим добром даже на словах и в мыслях. Соблюдая этот принцип, человек избавляется от жадности, зависти, соблазнов, которые ведут к потере доверия, злоупотреблению своим положением.
    4. Брахмачарья — воздержание, умеренность во всем: и в поступках, и в словах, и в помыслах. Нельзя становиться рабом своих чувств, эмоций, желаний, неудержимое стремление к наслаждениям убивает гармонию.
    5. Апариграха — неприятие ненужных даров. Не следует брать вещи, которые вам не нужны, не надо принимать незаслуженные награды и подарки, ставя себя в зависимое положение от дарителя. Придерживаясь этого принципа, человек может побороть в себе стремление к наживе, материальному обогащению.

Есть также еще 6 дополнительных принципов ямы. Их соблюдают те, кто поборол свои низменные инстинкты. Это:

    1. Каруна — сострадание;
    2. Абхая — безопасность;
    3. Акродха — незлобивость;
    4. Майтри — дружелюбие;
    5. Атмията — единство;
    6. Мудита — восторг.

Рассмотрим пять степеней ямы подробнее. Здесь важно понять, что индийская философия особое внимание уделяет внутренним побуждениям человека, его мыслям и сознанию. Конечно, сначала будет трудно перестроить свое мышление, но со временем, если вы всерьез займетесь практикой йоги, понимание необходимости выполнения этих моральных установок придет само собой.

Учителя йоги советуют на первых порах изучать яму и заниматься самоанализом 2 раза в день: утром и вечером, в спокойной обстановке, не менее 15 минут (но не более 1 часа). Разумеется, если учитывать вечную нехватку времени и отсутствие возможности побыть в спокойной обстановке, подобное требование соблюсти нелегко.

Однако в дальнейшем это превратится в привычку, а затем и в подсознательный самоконтроль. Занимаясь анализом, постарайтесь честно выявить свои отрицательные качества. Искореняя их, одновременно развивайте в себе положительные черты, которые с течением времени вытеснят все негативное из ваших действий, слов и мыслей. Старайтесь как можно меньше думать о плохом, чтобы оно не укрепилось в сознании. Концентрируйте внимание на тех качествах, что хотите приобрести (дружелюбие, оптимизм, сострадание к окружающим, равнодушие к плохим привычкам, например курению), а не на тех, от которых желаете избавиться.

Не пытайтесь овладеть всеми принципами ямы сразу, их нужно осваивать постепенно, от простых к более сложным. Важно, чтобы такие занятия проводились ежедневно.

Когда первая ступень будет освоена, можно перейти ко второй — нияме.

Если яма — это смерть пороков и дурных привычек, нияма — возрождение, формирование нового, позитивного образа жизни и мышления. По словам йогов, яма очищает душу и сознание от пороков, а на их место приходят добродетели ниямы. Как и яма, нияму формируют 5 принципов:

    1. Шаоча — внешнее и внутреннее очищение, чистота тела и мыслей. Рассказывают, что святой Свами Читананда, заметив в саду одного храма брошенную кем-то ржавую лейку, сказал служителям: «Пожалуйста, поднимите ее и покрасьте. Вся отрицательная энергия скапливается в мусоре».
    2. Сантоша — развитие довольства, которое появляется вместо алчности, стяжательства, стремления удовлетворять соблазны. Это уравновешенность, контроль над желаниями. Сантоша учит не стараться перекроить мир на свой лад. Однако это не значит, что нужно быть ленивым. Довольство приносит человеку особую радость, умение наслаждаться жизнью.
    3. Тапас — самоограничение, самодисциплина. Существует три вида тапаса.

Первый — тапас тела (кайика), или соблюдение всех гигиенических процедур йоги, закаливание и тренировки тела. Нельзя пренебрегать совершенствованием внешней оболочки, но не следует превращать это в самоцель.

Тапас речи (вачика) заключается в том, чтобы не говорить неправды, не использовать бранных выражений и не обижать словами окружающих. Йоги рекомендуют в гигиенических целях 1 день в неделю (или хотя бы 1 день в месяц) молчать. Лучше всего делать это в выходной, когда можно гулять на свежем воздухе и созерцать природу, думая о возвышенном, космосе. Но и в другие дни принцип тапаса призывает не тратить слов попусту, говорить конкретно и кратко.

Тапас ума (манасика) — это самоконтроль интеллектуальной деятельности, уравновешенность, спокойствие, приподнятость настроения, позитивные мысли, радостные чувства и эмоции.

    4. Свадхьяя — самопознание и самовоспитание, расширение кругозора, получение знаний путем чтения литературы по йоге, философии, физиологии. Для здоровой и гармоничной жизни недостаточно читать только беллетристику и специальную литературу, повышающую профессиональный уровень, нужны и другие знания. Свадхьяя поможет вам решить многие жизненные проблемы.
    5. Ишвара-пранидхана — самоотверженность, добродетельность, (добрые дела могут быть не только великими, но и малыми), борьба с собственным эгоизмом, пребывание в гармонии с окружающим миром и Вселенной.

Принципами ниямы следует овладевать постепенно, но регулярно, соблюдая их и в поступках, и в словах, и в мыслях. Конечно, современному человеку трудно перестроить свое сознание, отказаться от убеждений, выработанных в течение долгих лет. Но не стоит бояться изменений, если они ведут к гармонии и здоровью. С какой целью вы ни используете йогу (для похудения, общего оздоровления, изменения сознания), она обязательно принесет вам пользу.